Что делать с дефицитом тестировщиков на рынке. Опыт IT-компании iFellow

Что делать с дефицитом тестировщиков на рынке. Опыт IT-компании iFellow

16.05.2022|СМИ о нас
Что делать с дефицитом тестировщиков на рынке. Опыт IT-компании iFellow

О нехватке тестировщиков

Тестировщики (QA Engineer) воспроизводят все возможные сценарии работы ПО: ищут ошибки и баги — так совершенствуется IT-инфраструктура организации или отдельного продукта. По данным HeadHunter, количество вакансий в России на позицию тестировщика в 2022 году выросло на 18% по сравнению с прошлым периодом. По оценкам Минцифры, в целом дефицит кадров в отрасли составляет от 500 тысяч до 1 млн человек.

Нехватка тестировщиков, как и в целом IT-специалистов, в текущем году стала намного острее. В связи с последними событиями часть специалистов покинула Россию — западные игроки предлагают оплату в валюте и релоцируют сотрудников и их семьи. «Кадровые дыры» становятся еще больше.

Мы работаем с крупными корпорациями, наши проекты не были заморожены, с каждым месяцем прибавляются новые задачи. Проблему нехватки тестировщиков на рынке iFellow мы пытаемся решать разными способами: это и активная работа HR, и нетворкинг, и акции внутри компании, например, «Приведи друга». Одно из направлений для решения этой кадровой проблемы — созданная нами Школа тестировщиков, позволяющая готовить квалифицированных специалистов, способных приступить к работе над реальными проектами клиентов. 

О запуске Школы iFellow

Лицензию на осуществление образовательной деятельности мы получили в самом конце 2019 года. У топ-менеджмента уже был релевантный опыт создания корпоративных академий и курсов, и подобная практика хорошо себя зарекомендовала.

Изначально Школу тестировщиков iFellow создавала под заказчика — одному из клиентов сразу требовалось не менее 70 специалистов. Когда есть возможность обучить их под компанию, прицельно для ее процессов и работы с ее инструментами, это ценно. Рынок нагрузочных тестировщиков в России практически отсутствует. Если появляются хорошие специалисты квалификации junior+/middle/senior, то через пару дней у них будет несколько офферов на руках.

Мы плотно прорабатывали концепцию школы с заказчиками, кропотливо выстраивали все процессы и подбирали инструменты, которые будут необходимы сотрудникам при последующей работе, готовили методологическую базу. После этого запустили потоки.

О направлениях обучения

Нам нужно за короткий срок обучить человека, который, возможно, до этого вообще не имел отношения к IT. Внутри школы — три направления: практики по функциональному, автоматизированному и нагрузочному видам тестирования. Каждое из этих направлений ведут практикующие эксперты, они дают реально требующиеся навыки, помогают с личностным развитием, плюс подкрепляют методологическую базу.

Присутствует и классическая подготовка: жизненный цикл программного обеспечения, теория тестирования, работа по написанию чек-листов, тестовых сценариев, применение техник тест-дизайнов.

Мы даем очень много практических задач. Если говорить про классические варианты, то в основном упор идет на SQL и написание запросов, чтобы обучающиеся могли доступным языком объяснить логическое представление того, какой оператор за что отвечает. Для проверки работы смежных аспектов мы создали собственные платформы. Также сделан упор на написание интеграционных запросов: проверяем работу интеграции, учим читать логи сотрудников и показываем, как должен выглядеть запрос и ответ.

Для прохождения обучения у поступающего должно быть высшее образование, минимальные навыки работы с компьютером, офисными приложениями и большое желание расти и развиваться в IT. Если были самостоятельно изучены какие-то материалы или просмотрены обучающие видео, это будет только плюсом.

Если говорить про экспресс-обучение, то тут отбор строже. Здесь человек должен быть уверенным пользователем ПК, понимать теорию, иметь представление об интеграционных процессах, уметь структурировать информацию. Здесь коучи будут делать меньший упор на теорию и больший — на практику и значительный объем технических знаний.

О формате обучения

Первоначально занятия в школе тестирования iFellow проходили в очном формате. Да, так процесс протекает быстрее — по выражению лиц ты сразу понимаешь, понятна ли доносится информация, и тут же можно проговорить какие-то сложности. Но онлайн-формат себя давно зарекомендовал, и он снимает все территориальные ограничения. Сейчас iFellow обучает тестированию не только в Москве, но и по всей России.

И это важно, поскольку наши филиалы располагаются в Томске, Новосибирске, Саратове, Екатеринбурге, Воронеже и Москве, а с учетом удаленно работающих сотрудников география еще шире. И кадры нужны на проекты, реализуемые на всех этих локациях.

Продолжительность курсов зависит от направления подготовки. Обучение функциональному тестированию занимает 1,5 месяца с графиком два раза в неделю по два часа. Подготовка по автоматизированному или нагрузочному тестированию занимает уже 2,5 месяца примерно с таким же графиком. Также есть формат экспресс-обучения, это более плотная работа со студентами, подготовка занимает примерно неделю.

По завершении курса студенты сдают тесты и проходят интервью с руководителями практик, в случае успеха — мы трудоустраиваем их к себе, где в нашей лаборатории выпускники могут практиковаться на внутренних проектах, тестируя продукты компании, либо выпускаем на топовые проекты наших заказчиков. Но они могут выбрать и любую другую компанию на рынке, в которой хотят работать — мы выдадим сертификат, подтверждающий подготовку.

О пользе школы для IT-рынка

С точки зрения value, этот образовательный проект позволяет закрывать потребности наших клиентов в тестировщиках. Здесь есть и социальная составляющая: люди, чьи профессии сейчас не востребованы, могут переквалифицироваться. И iFellow трудоустраивает специалистов, дает им возможность самореализации и карьерного роста. Мы спокойно относимся к тому, что обучающиеся в нашей Школе могу переходить на работу в другие компании — это механизм конкуренции.

Рынок онлайн-обучения в России достаточно объемен. Здесь важно учитывать качество подготовки — как выстроен процесс обучения, сколько времени он занимает, как долго затем люди будут находиться в поисках работы и насколько будут востребованы на рынке после прохождения курсов.

Отличие Школы iFellow в том, что у нас прикладная цель — мы даем возможность получить образование и затем трудоустроиться. Обучение для нас не способ заработка, а способ решить бизнес-задачу — дать отрасли специалистов, в которых она остро нуждается. За первый квартал текущего года в Школу iFellow поступило 68 человек на разные направления. Из них к работе над реальными проектами уже приступило 45 человек, остальные пока доучиваются и практикуются.