Как меняются требования ИТ-компаний к аналитикам рынка
Аналитик рынка в ИТ — специалист, который помогает запускать востребованные цифровые продукты. Он должен владеть комплексом умений и навыков: от технических знаний до ораторского мастерства. Как стать успешным аналитиком рынка в ИТ.
Одно из перспективных направлений в ИТ — продуктовая разработка. Ею стали заниматься интеграторы, а также компании, которые ранее специализировались на заказной разработке. Но выпустить продукт для рынка — это не то же самое, что создать решение под конкретного заказчика. Это направление требует других бизнес-процессов, частью которых становится анализ рынка. Именно поэтому ИТ-компании проявляют интерес к таким специалистам как аналитик рынка.
Аналитики рынка — это специалисты, которые собирают и анализируют данные о рынках и трендах, потребителях и конкурентах. Такой эксперт помогает принимать стратегически важные решения, определять направления для развития бизнеса и оценивать перспективы цифровых продуктов.
В аналитиках в первую очередь заинтересованы компании, которые реализуют Data Driven — это подход в управлении, основанный на данных.
Базовым навыком специалиста является направление маркетингового анализа, но все же сфера его деятельности гораздо шире.
Что входит в задачи аналитика рынка
В последние годы профессия аналитика рынка сильно изменилась. Ранее он занимался преимущественно изучением конкурентов и их активностей. Однако с появлением большого количества данных, в том числе в открытых источниках, у бизнеса появился запрос на полноценный анализ рынка.
Каждый проект аналитики, как правило, состоит из нескольких этапов.
- В первую очередь, специалисту необходимо определить типы и границы исследуемого им рынка для правильной расстановки приоритетов.
- Затем он подбирает методы, которые будет использовать. Это могут быть опросы, внутренние данные, открытые источники и т. д.
- Далее аналитик определяет сроки и бюджет проекта по исследованию рынка.
- Первый этап непосредственно анализа — это формулирование и проверка гипотез.
- В результате сбора информации появляются необходимые цифры, которые позволяют вывести ключевые показатели рынка (его объем, динамику, возможную долю рынка и т.д.). Этого достаточно для первых выводов о перспективах сегмента или продукта.
- Выводы исследования лучше представить в виде презентации с наглядными данными.
Работа аналитика не ограничена разовыми исследованиями и не заканчивается запуском продукта. В дальнейшем он анализирует тренды выбранного сегмента, оценивает риски и возможности для развития, различные факторы, которые могут повлиять на продажи продукта. В этом направлении аналитики тесно работают с продакт-менеджерами (или владельцами продукта).
С какими навыками приходить в профессию
Хорошие аналитики рынка получаются из людей с разным образованием — это может быть диплом технического вуза, экономиста или маркетолога. Но в этой профессии базового образования недостаточно — важно «наработать» специфические профессиональные навыки (hard skills) и личностные качества (soft skills).
Основные профессиональные навыки:
- Математические навыки и аналитическое мышление — важны для корректного подбора методов статистического анализа, например, чтобы проверять значимость полученных результатов в аналитике, а также для работы с выборками данных, подбора методов сравнений, корректных критериев сравнения тех или иных показателей.
- Умение работать с инструментами обработки данных в зависимости от масштабов необходимых вычислений — Excel, Python, SQL и др.
- Работа с PowerPoint и умение готовить презентации, наглядно доносящие до коллег результаты исследований.
Основные мягкие навыки:
- Специалист должен уметь отстоять свою точку зрения и внятно донести свою позицию.
- Широта кругозора и общее понимание рынка необходимы для корректного формулирования гипотез исследования. Чем больше аналитик знает о контексте исследуемого рынка, тем больше гипотез он сможет создавать, проверять и получать результаты.
- Внимание к деталям и методичность. Результаты работы аналитика ложатся в основу управленческих решений, поэтому важно, чтобы они были обоснованными и проверенными. Методичная и последовательная работа позволяет избежать ошибок.
- Рациональный скептицизм. Всегда полезно перепроверять результаты, уточнять детали и ставить под сомнение даже авторитетное мнение.
- Стремление учиться. Каждый новый проект или задача обычно требуют новых навыков, нужно быть к этому готовым и не отставать.
Ожидания работодателей
Курсы, обещающие профессии аналитика рынка, помогают структурировать знания и понять специфику будущей работы. Но для успешной карьеры важна практика. Без реального опыта можно рассчитывать только на стартовую позицию помощника аналитика, где задачей будет сбор информации для кого-то другого, кто будет ее консолидировать, обосновывать, принимать решения.
Работодатели ждут от аналитиков рынка умения работы с современными инструментами. С 2020 года профессия совершила значительный прогресс за счет развития технологий. Появились доступы к информационным средам, которые раньше приходилось делать вручную. Сегодня важно уметь пользоваться генеративными нейросетями (вроде GPT) и иметь представления об ИИ и ML. Современному эксперту необходимо умение работать с Python и Pandas, формировать SQL-запросы и разбираться в Data Science хотя бы на базовом уровне.
Советы новичкам и не только
Для успешного старта в профессии важно не просто окончить базовые курсы, но и заниматься самообразованием:
- Изучать языки программирования, ведь рано или поздно появятся информационные среды, в которых мы сможем самостоятельно прогнозировать закономерности.
- Читать учебники по сегментному анализу: они рассказывают про сегментацию аудитории, дают паттерны анализа и наиболее полезны с точки зрения маркетинга.
- Столь же важно понимать финансовый анализ, изучать развитие законодательной базы.
- Ценным подспорьем станут книги и статьи про рыночный и продуктовый маркетинг.
- И, наконец, для всех, кто освоил предыдущие сферы, полезным будет изучение управления процессами для продвинутых специалистов.
В обозримом будущем сильнее всего будут востребованы рыночные аналитики, способные разглядеть и определить тенденцию раньше всех остальных.