Путь в BI: обучение, развитие и мотивация специалиста
Говорят, что порог входа в профессию BI-специалиста ниже, чем, например, в профессию разработчика. Так ли это? И какие нюансы ждут на этом пути?
BI-специалист на рынке труда
Специалист BI занимается обработкой и анализом собранных в информационных системах компании данных, благодаря которым бизнес может принимать более объективные и взвешенные решения – как операционные, так и стратегические. Таким образом, в основе деятельности BI-аналитика лежат пять компетенций:
1. поиск нужной информации в различных структурированных и неструктурированных источниках,
2. извлечение и консолидация этой информации,
3. обработка информации таким образом, чтобы она приняла вид полезных и непротиворечивых данных,
4. выбор оптимального способа сохранения данных для решения конкретной бизнес-задачи,
5. предоставление данных конечному пользователю в виде дашбордов.
Популярность этой позиции на рынке труда объясняется широкой востребованностью бизнес-аналитики в организациях самых разных сфер деятельности (в том числе в госсекторе), достаточно высокой заработной платой, сравнимой с другими ИТ-специальностями, а также относительно низким порогом входа в профессию.
Вместе с тем стоит отметить, что дефицита начинающих BI-специалистов на рынке труда сегодня мы не наблюдаем. Аналитиков, освоивших на базовом уровне Python, SQL и инструменты визуализации, способных построить простой отчет, достаточно. Поэтому от кандидата на престижную вакансию могут потребовать дополнительные hard skills: например, знание основных принципов построения архитектуры, разработки и тестирования BI-систем. Также, вероятно, преимуществом кандидата станет владение отечественными и open source инструментами BI, которые у многих заказчиков пришли на смену Power BI, Tableau и другим популярным проприетарным продуктам.
BI «с нуля» – насколько это возможно?
Образование, близкое к сфере анализа данных (а это информатика и ML, финансовые, математические специальности) станет, пожалуй, идеальным началом карьеры BI-специалиста. Однако известно много примеров, когда усердные самостоятельные занятия на обучающих курсах, изучение видеоуроков, профильной литературы и специализированных форумов становились достойной альтернативой академическому образованию. BI-специалисту необходимо сформировать у себя объектно-ориентированное структурное мышление.
Конечно, совсем «с нуля» приходить в BI тяжело. Помимо теории специалисту необходима хотя бы небольшая практика работы с данными. Отличный вариант – реализация собственного pet-проекта: создание отчета по динамике курса валюты или что-то еще. Это необходимо для того, чтобы начинающий специалист мог почувствовать процесс и понять, нравится это ему, или нет.
Переобучение по направлению BI – это тоже распространенная история. Чаще всего BI-специалистами по понятным причинам становятся аналитики данных, которые ранее занимались в компании схожими процессами: работой с данными, отчетностью, финансовым и статистическим анализом. Относительно часто это могут быть и разработчики софтверных продуктов, имеющие навыки решения бизнес-проблем. Реже – тестировщики.
Переобучение представителей профессий, не связанных с ИТ и аналитикой данных, – более затратное мероприятие, и не все работодатели готовы на это идти. Даже если соискатель перед собеседованием самостоятельно прошел курс, например, по BI-отчетности, он может прийти в компанию, имея ограниченный набор компетенций, обладая знанием только одного определенного инструмента. Всё это уменьшает шанс его приема на работу в команду, где требуются более широкие или более специфические скиллы.
Методика развития специалиста IB
Концепция непрерывного обучения и развития в полной мере подходит BI-специалисту, желающему вырасти от Junior до Middle и далее. Самый первый шаг на пути такого развития – практика, решение реальных задач в рамках своей деятельности, в результате которого возникает «мышечная память» о том, как работает тот или иной инструмент.
Второй шаг – обучающие курсы, специальная литература, публикации в сети, которые дают специалисту выжимку новой полезной информации и позволяют посмотреть за пределы уже знакомой, понятной базы знаний.
Третий шаг – проектная деятельность как способ решения комплекса задач. Будучи «джуном», ты, как правило, решаешь одну очень узкоспециализированную конкретную задачу в рамках какого-то большого скоупа задач, которые в совокупности видит только Senior или тимлид. Например, тебе необходимо выгрузить указанную таблицу и сделать в ней обработку данных. Для чего нужна эта таблица, какого результата нужно достичь – об этом тебе могут даже не сообщить. А на проектах так работать невозможно: приходится держать в голове всю картину, думать сразу на несколько этапов вперед. Происходит более глубокое понимание процессов.
Не менее важно – общение в команде. И хорошо, если это будет дружелюбная, нетоксичная среда. Справедливо замечают, что у пяти BI-специалистов окажется пять совершенно разных способов решения одной и той же задачи. Поэтому обмен опытом с коллегами очень полезен, тем более, если это происходит в игровой форме или в форме митапа, упрощающей усвоение информации.
Профессиональное развитие
Утверждение, что в ИТ идут за большими зарплатами, во многом справедливо. Но у BI-специалиста, как и у разработчика или тестировщика, могут быть и другие мотивы для профессионального роста.
Достаточно вспомнить, какое влияние на бизнес оказывает BI и, в частности, сегмента визуализации. Правильно и красиво оформленные данные, некая грамотная инфографика – это очень востребованный обществом и бизнесом потребляемый продукт. В качестве примера можно назвать такой, казалось бы, простой проект, как аналитика загрузки вагонов в метро и количества свободных мест.
Сама возможность профессионального или карьерного роста, личное развитие, освоение стека более сложных технологий могут служить мотивацией специалиста.
Подводя итог, можно сказать очевидную вещь: хороший специалист востребован в любой сфере, но чтобы им стать, нужно проявить усердие, целеустремленность и комплексный подход. Просто окончить краткий курс, скорее всего, начинающему BI-специалисту окажется недостаточно, если эти знания не будут подкреплены практикой и расширением теоретической базы.